Гюнтер подошел к самолету, старший техник наземного экипажа гауптфельдфебель Вернер Вессель отдал Нойману честь, майор ответил, потом пожал Вернеру руку. Вместе они служили еще с Ливии. Между мужчинами состоялся молчаливый разговор. Гюнтер кивнул в сторону самолета, Вернер поднял большой палец, Нойман хлопнул техника по плечу и полез по стремянке в кабину. Вернер поднялся следом. Гюнтер устроился на кресле и принялся застегивать ремни, Вернер помогал. Поясные, плечевые, шланг противоперегрузочного костюма, шланг кислородной маски, фишка разъема радиогарнитуры, страховочный ремешок радиогарниртуры к плечевому ремню, ремни притяга ног к креслу. Гюнтер повозился на кресле, проверяя посадку, поправил между ног рычаги катапульты, кивнул Вернеру. Тот быстро снял страховочные чеки с катапультного устройства и стопоров притяга ремней, хлопнул майора по плечу и показал руку с пучком страховочных скоб, украшенных яркими красными контрольными лентами. Майор кивнул, мол видел, снятие чек подтверждаю и Вернер спустился вниз, командовать наземным экипажем. Нойман еще раз осмотрел кабину, проверяя снятие страховочных устройств с органов управления, потом немного поиграл электроприводом кресла, подгоняя высоту линии взгляда относительно HUD. Затем щелкнул переключателем рации.
- Вернер, здесь Нойман, проверка связи.
- Отлично слышу, герр майор, мы готовы, АПА подключен.
- Хорошо, всем от двигателей, к запуску.
- Есть от двигателей!
- Витмунд-контроль, Джокер, прошу запуск.
- Джокер, Витмунд-контроль, запускайте.
- Понял, разрешили.
Пальцы сплясали привычный танец по кнопкам и тумблерам, зажглись жк-экраны, ожили контрольные лампы. Гюнтер секунду помедлил, проверяя показания приборов и утопил кнопку «Запуск правого». Раздался высокий тонкий свист турбостартера, затем громкий хлопок и следом ровный басовитый гул запустившегося двигателя. На левом жк-дисплее, куда сейчас были выведены показатели приборов контроля двигателей, ожили контрольные табло правого двигателя. Быстро побежала вперед стрелка указателя оборотов, за ней стали расти показания температуры выходящих газов. Пара десятков секунд и показатели замерли на положенных отметках. Гюнтер утопил клавишу «Запуск левого», все повторилось, свист турбостартера, хлопок розжига факелов камеры сгорания, гул турбины двигателя, показания приборов. Контроль показаний, обороты, температура, давление в гидросистеме. Давление росло в обоих контурах и по мере роста показаний «лопухи» переднего горизонтального оперения, висевшие как уши печального спаниеля, быстро пошли в горизонтальное положение. Порядок. Теперь электричество. Линия 24 вольта – норма. Линия 127 вольт – норма.
- Вернер, отключить АПА, перехожу на бортовое питание.
- Есть, герр майор! Парни, убрать АПА!
Гюнтер переключил тумблеры питания на бортовые генераторы, теперь самолет стал автономен от наземных источников тока и сжатого воздуха. Контроль системы управления, контроль СОС – ручка управления ощутимо толкнула в руку, есть сработка. Контрольные табло горят зеленым, тревожных оранжевых и красных огней не видно. Теперь навигация. Пальцы Гюнтера заплясали по кнопочному обрамлению центрального жк-дисплея. На экране отобразилась цветная карта района полетов. В недрах носового отсека стремительно стали раскручиваться гироскопы инерциальной навигационной системы. Есть три минуты, пока раскрутятся, на проверку других систем и ввод контрольных точек маршрута в бортовой вычислитель.
На контрольном табло замигала зеленая кнопка-лампа навигационного комплекса. Гюнтер утопил клавишу и подержал нажатой 5 секунд. Мигание сменилось ровным зеленым светом – нулевая точка в навигационную систему введена. Еще один быстрый взгляд по приборам и экранам. Можно. Нойман сделал кистями рук жест, словно раздвигая шторы, Вренер кивнул, отключил свою гарнитуру от бортового разъема и нырнул под крыло самолета. Не прошло и минуты, как Вернер снова появился в поле зрения держа в высоко поднятой правой руке тросики со свисающими с них стояночными колодками, Гюнтер кивнул и поднял большой палец. Пришел доклад от Райхе о готовности к рулению. Рядом в Вернером построился наземный экипаж и замер по стойке смирно. Гюнтер отдал техникам честь и нажал кнопу радиосвязи:
- Витмунд-контроль, Джокер, запуск произвел, прошу руление парой.
- Джокер, руление парой разрешаю, ваша полоса 08.
- Витмунд-контроль, вас понял, разрешили, полоса 08.
- Фалькен-112, Джокер, начали руление, интервал три корпуса, полоса 08.
Гюнтер перевел рукоятки управления двигателей в положение малого полетного газа, самолет присел носом, удерживаемый колесными тормозами. Щелчок переключателя управления носовой стойкой. Нойман отжал тормозной рычаг на РУСе, самолет качнулся и медленно покатился вперед. Гюнтер снова зажал рычаг, проверяя тормоза, самолет недовольно клюнул носом и застыл на месте. Рычаг отпущен и самолет опять покатился к выезду со стоянки. Нойман подправлял направление движением педалей и иногда притормаживал колеса основных стоек. По бокам мелькала разметка главной рулежной дорожки, стойки аэродромных огней, указатели поворотов. Не спеша, слегка покачиваясь на стыках аэродромных плит, словно две важных огромных утки, самолеты катились к стартовой позиции. Еще один поворот и самолеты покатились по короткой боковой дорожке, выводившей на взлетуню полосу. Перед самой взлеткой Гюнтер затормозил и подождал пока дежурный гефрайтер еще раз осмотрел самолеты, проверяя, не забыли ли где снять стояночные чеки и стопора. Светящиеся жезлы в руках гефрайтора указали на полосу.
- Витмунд-контроль, Джокер, на предварительном, прошу исполнительный.
- Джокер, Витмунд-контроль, занимайте исполнительный, ветер на взлете до 8 метров, справа, 170 градусов.
- Понял, разрешили, ветер 8, 170.
- Фалькен-112, Джокер, на взлетную, твоя – вторая.
Гюнтер лихо заложил вираж, так что самолет ощутимо «клюнул» на левую основную стойку шасси, и покатил по взлетной полосе на третью стартовую позицию.
Столь же лихо зажав тормоза, Нойман остановил самолет точно носовой стойкой на маркере третьей взлетной позиции. Еще один взгляд на приборы: левый дисплей - полетно-пилотажная индикация, центральный дисплей – карта полетов с линией маршрута, правый дисплей – воздушная обстановка. HUD – «птичка» положения самолета, маркер полетного директора, шкала высоты, шкала скорости, шкала вариометра. Гюнтер перевел рычаг управления фонарем в положение «закрыто», стеклянный купол опустился и в кабине настала тишина – герметичный уплотнитель отрезал все внешние звуки. Контроль давления в кабине, застегнуть маску и проверить подачу смеси. Затянуть плечевые ремни. Пора.
- Витмунд-контроль, Джокер, к взлету парой готов, зона.
- Джокер, взлет парой разрешаю, после взлета набор 10 000, курс 15 градусов.
- Витмунд-контроль, понял, разрешили, 10 000, 15 градусов.
- Фалькен-112, Джокер, взлетный режим максимал, зажали, выводим.
Гюнтре зажал тормозной рычаг на РУСе и решительно двинул вперед РУДы, пока они не уперлись в форсажные упоры. С каждым милиметром движения РУДов самолет приседал, словно бегун на низком старте. Двигатели ревели на взлетном режиме, но их работа ощущалась не столько слухом, сколько телом, через вибрацию конструкции. Указатели оборотов встали на отметку «100 %». Гюнтер разжал тормозной и рычаг и коротко бросил в рацию:
-Пошли.
Самолет подбросил нос вверх и покатился по взлетной полосе все быстрее и быстрее. Стремительно замелькали цифры указателя скорости на HUD, 50 узлов, 60 узлов, 70, 80, показания стремительно приближались к «скорости принятия решения», тому рубежу за которым прервать взлет будет уже невозможно. 90 узлов, 100…
- Фалькен-112, подъем.
Гюнтер плавно потянул на себя РУС, нос самолета быстро пошел вверх, линия горизонта привычно легла на переплет фонаря – есть взлетный угол 10 градусов. Теперь два «Тайфуна» неслись по полосе только на основных стойках. 120 узлов, 130, 140… Легкий толчок поведал Гюнтеру, что нагрузка с основных стоек шасси исчезла, амортизаторы разжались, самолет был в воздухе. К быстро мелькающим цифрам указателя скорости добавилось мельтешение значков на указателе высоты. Душу летчика на мгновение охватил ни с чем не сравнимый, неописуемый восторг от ощущения полета. Скорость и высота росли. 20 футов, 40 футов, 50…
- Фалькен-112, шасси.
Гюнтер перевел кран шасси в положение «Убрано». Зажужжал гидропривод, на табло механизации погасли три зеленых огонька под силуэтом самолета. Высота продолжала расти. 70 футов, 80, 100, 150, 200, 300…
- Фалькен-112, закрылки.
Щелчок тумблера и зеленые огоньки выпущенных закрылков погасли, самолет слегка присел, ручка «затяжелела». Гюнтер поработал кнюппелем тримерров, убирая с ручки нагрузку. Самолеты набирали высоту.
1000 футов, 2000, 5000, 8000, 9000, 9500…
- Фалькен-112, горизонт, режим 80.
Гюнтер планов дал ручку от себя, самолет перешел в горизонтальный полет, затем прибрал РУД, пока указатель оборотов не опустился на значение «80%».
- Фалькен-112, Джокер, влево 30 начали.
Нойман качнул РУС влево, вводя машину в разворот, самолет плавно завалился на бок. Дернулся шарик указателя скольжения, Гюнтер привычным легким движением педалей вернул щарику покой, не дав выйти за пределы нейтральной зоны. Машины ложились на заданный курс. Счетчик курса на HUDе стремительно приближался к отметке «15».
- Фалькен-112, горизонт.
- Витмунд-контроль, Джокер, занял 10000, курс 15.
- Джокер, Витмунд-контроль, понял вас, работайте с «Нибелунген-1», удачи.
- Понял, вас, работаю с «Нибелунген-1», спасибо. Роджер.
Гюнтер пощелкал переключателем на рации.
- «Нибелунген-1», Джокер, вхожу в вашу зону контроля, парой, высота 10000, курс 15, ознакомительный полет.
- Джокер, «Нибелунген-1», вас понял, 10000, 15, ознакомительный. Привет, Гюнтер, молодежь выгуливаешь?
- О! Какие люди! Привет Ферди, да, надо показать новенькому наши красоты и пейзажи. Мы тут погуляем, а ты пригляди, чтобы нас злые дяди не тревожили.
- Сделаем, Гюнтер. Злых дядей пока не видать, только над Рёмё гуляет АВАКС с парой викингов, да еще на 50000 ползет гражданский борт.
- Гражданский? Они что, с дуба рухнули, идти через зону военных действий?
- Они плачут, что у них перерасход топлива из-за грозового фронта и что они бочком-бочком и быстренько.
- Кто такие?
- Угадай… «Аэрофлот».
- Аааа… Так бы и сказал. Опять Иваны на гражданский борт разведдатчиков навешали и дурака разыгрывают? А большие папы их трогать не велят?
- Угадал.
- Ну и хрен с ними. Со всеми сразу. Роджер.
- Роджер.
- Фалькен-112, Джокер, ну что, Райхе? Слыхал? Так и живем. Ну а теперь посмотрите налево, посмотрите направо и насладитесь красотами природы Северного моря. Гляди внимательнее, впереди Хельголанд, условный центр нашей зоны полетов. И ближе, Райхе, ближе. Что ты как школьник, первый раз пригласивший девочку на танец? Я хочу видеть в зеркалах твои воздухозаборники… Вот так.
Два «Тайфуна» мчались над Северным морем на высоте 3000 метров.